Влияние восприятия времени на тайм-менеджмент и командную работу

Человек может быть «включен» во временную линию, ассоциирован в нее. Это значит, что восприятие «настоящего» для него состоит в переживании текущего момента; он как будто «идет» по своей временной линии в будущее, оставляя «прошлое» позади, по мере того как он проживает его.

Такие люди обычно сосредоточены в каком-то одном времени. К ним можно отнести пословицы: «С глаз долой — из сердца вон», «Счастливые часов не наблюдают».

Включаясь в процесс, они не замечают естественного течения времени, забывая о еде, назначенных встречах, важных делах. Это происходит, пока кто-нибудь или что-нибудь достаточно мощное не прервет их процесс. Через какое-то время они включаются столь же беззаветно в новый процесс, надолго забывая о предыдущем. Многие из них не замечают собственных опозданий и проявляют искреннее недоумение, когда им высказывают претензии.

Люди другого типа, наоборот, находятся за пределами своей временной линии, диссоциированы от нее, как бы смотрят со стороны на линию времени и на себя во времени.

Поскольку линия времени находится вся перед их глазами, время часто имеет для них большую ценность, чем для людей с «включенным» временем. Они живут по правилам: «Делу время — потехе час», «Время — деньги», им бывает просто трудно тратить время попусту. Эти люди хорошо переключаются с процесса на процесс, и им сложнее долго оставаться в одном процессе. Для них характерно четкое соблюдение собственного графика, расписания, плана. Они не только вовремя приходят на работу, но и вовремя с нее уходят.

Люди со сквозной временной линией отчетливее других реагируют на сбои в их графике. Среди них распространены хорошие аналитики и эксперты. Точка зрения «сквозь время» эффективна для планирования и количественного анализа, но является более пассивной, т.к. наблюдатель не вовлечен в процесс.

Точка зрения «во времени» более активна, позволяет лучше прочувствовать детали. Зато человеку с «включенным» временем труднее управлять своими эмоциями. В отличие от другого типа, этот человек ассоциируется со своими воспоминаниями, «впрыгивает» в них, как только представляет их себе. Вспоминая событие прошлого, они переживают его заново, смотря на все своими глазами, т.к. они относятся к прошлому, как будто оно происходит СЕЙЧАС. Поскольку эти люди обычно живут «здесь и сейчас», получая удовольствие от текущего момента, они не очень хороши там, где требуется четкая организация и внимание к затратам времени. Время не кажется им чем-то существенным, о чем стоит беспокоиться. Им трудно доказать полезность органайзеров. Конечно, они научаются ими пользоваться (жить-то надо!), но не требуйте от них, чтобы они получали от этого удовольствие. Зато они легко приспосабливаются к изменяющимся обстоятельствам, реагируют на неожиданные изменения ситуации.

Если вспомнить типологию Майерс — Бриггс, то люди со «сквозным» временем относятся (очень условно) к типу J (оценивающий) — они любят организованность, процедуры, оперирование временем на сознательном уровне. Они обожают ежедневники, органайзеры и другие тайм-менеджерские штучки. Они любят ставить цели и достигать их. Оценивающие люди всегда собранны, поддерживают порядок, строят как кратковременные, так и долгосрочные планы, выполняют задания последовательно, разрабатывают специальные схемы, экономящие время. Но одним из серьезных недостатков оценивающих является их настойчивое желание, чтобы окружающие всегда поступали так же, как и они, игнорируя необходимость корректировать планы.

Человек с «включенным» временем, соответственно, относится к типу Р (воспринимающий) по MBTI. Воспринимающие люди обладают внутренним чутьем, которое подсказывает им, когда нужно ускорять темпы, могут обыгрывать время — оттягивать крайние сроки, отказываться от несущественных деталей, способны урегулировать непредвиденные ситуации и внести необходимые коррективы в последнюю минуту. Однако совместная работа с воспринимающим может стать для хорошо организованного оценивающего коллеги источником сильного стресса. Начальникам воспринимающих можно только посоветовать закрывать глаза на сам процесс, коль скоро конечный результат достигается или даже превосходит ожидания. Стоит также по достоинству оценить готовность воспринимающих подстраиваться под графики других людей и выполнять неожиданно возникшие задания. Может ли один человек оперировать как «включенным», так и «сквозным» временем? Ответ положительный, хотя и полученный пока лишь эмпирическим путем. Практика НЛП показывает, что один и тот же человек может в разных ситуациях использовать различные предпочтения. Например, использование времени в отпуске обычно сильно отличается от использования «рабочего времени». Кстати говоря, это идет вразрез с утверждениями социоников о том, что последний тип предпочтений относительно использования времени (оценивающий — воспринимающий, шизотимность — циклотимность) являются жестко заданными и чуть ли не врожденными, не подлежащими изменению.

Среди технологий, помогающих нам повышать личную эффективность, особого внимания заслуживает НЛП — нейро-лингвистическое программирование. Оно позволяет изучать и систематизировать стратегии успешных людей, лучше понимать стратегии, с помощью которых мы сами принимаем решения. Оказывается, восприятие времени у людей может сильно отличаться, и это нужно учитывать в личном тайм-менеджменте.

Одна из основных целей моделирования в НЛП — увеличение поведенческих выборов у человека. Когда наличие разных способов управления временем полезно для человека и экологично для окружающих, то изменение своего привычного способа на другой, непривычный, является лишь вопросом тренировки.

Если вы станете обращать внимание на то, как люди относятся ко времени в своем внутреннем опыте, вы встретите человека, которому трудно вспомнить какой-нибудь момент. Это может произойти из-за того, что несколько воспоминаний «слепились» вместе. Можно с большой долей вероятности предположить, что это связано с какими-то психотравмирующими ситуациями в прошлом.

Многие психологические проблемы связаны с регрессией «во времени», когда человек мгновенно перескакивает к прошлым событиям, не имея возможности прибегнуть к более отстраненной позиции «сквозь время». В результате человек бессознательно реагирует в настоящем так, как он поступал когда-то в прошлом. Например, если у человека есть иррациональный страх публичных выступлений, то обычно бывает так, что когда-то в прошлом, когда он был ребенком, над ним смеялись, или он совершил какую-то ошибку перед группой людей, что повлекло за собой унижение или наказание. Даже будучи взрослым, рациональным человеком, он продолжает в определенных обстоятельствах реагировать как тот ребенок, не имея сознательного контроля над связкой стимул — реакция. Часто такие реакции можно снять при помощи перемещения из позиции «во времени» в позицию «сквозь время». Это помогает человеку осознать, как и почему он реагирует таким образом, получить более широкую перспективу ситуации и не относиться к ней как к иррациональной и пугающей. Изменение точки зрения на ситуацию, как правило, уже само по себе вызывает сдвиг в поведении. В начале 80-х гг прошлого века в рамках НЛП проводилось довольно много исследований, посвященных различным способам репрезентации времени, свойственных разным людям, и тому, как это влияет на их жизнь. В частности, исследования касались того, как различные субмодальные качества (расстояние, местоположение, фокус и др.) влияли на способ восприятия времени человеком. В ходе исследований выявлялось, какие типы восприятия времени лежат в основе привычки оттягивать дела, построения приоритетов (иерархии критериев) и убеждений.

Было установлено, что люди, занимающие различные позиции в компании или выполняющие разные функции в команде, имеют также и различные способы восприятия и управления временем. Так, люди, выполняющие конкретные операции на производстве пользовались традиционной линейной линией времени, а люди, занятые в подразделении НИОКР, предпочитали воспринимать время нелинейно, рассматривая тайминг проекта скорее как паззл, мозаику.

Элементы складывались вместе тогда, когда достаточное количество других элементов было уже собрано и «время наступило». Менеджеры среднего и высшего уровня воспринимают время в виде циклов, схем типа «пирога», рассматривающих не абсолютные, а относительные временные отрезки во взаимосвязи друг с другом и другими факторами. Основная идея такого исследования состоит в том, чтобы помочь людям с различными способами восприятия времени научиться управлять им и при этом повысить эффективность работы с другими людьми. Как оказалось, наиболее эффективной стратегией является создание множественных репрезентаций расписания и последовательности элементов проекта, чтобы иметь много способов взаимоувязки различных элементов. Это дает возможность учесть каждую из индивидуальных стратегий.

В качестве упражнения представьте себе проект, над которым вы сейчас работаете, и подумайте о нем в контексте различных рамок, описанных выше. Заметьте, как это проясняет и обогащает ваше представление и осознание проекта. Запомните или нарисуйте эти картинки и поместите на видное место, чтобы в случае, когда вы чувствуете торможение в работе над проектом или не укладываетесь во времени, рассмотреть разные возможности. Вы заметите, что те способы, которыми вы раньше не пользовались, помогают вам перефокусироваться или дают новые идеи о том, как двигаться дальше.

(c) Анна Иванова, специально для тренинга «В поисках времени и целей: как сделать эффективными жизнь и работу».

Комментарии запрещены.

Поиск